Случай из практики 07


Сара: 8 лет
Дискалькулия и эмоциональные расстройства

Сара была стеснительной и спокойной девочкой.

Ее старшая сестра обладала интеллектом выше среднего и была гордостью всей семьи. Несмотря на тоже хороший средний уровень интеллекта, Сара не могла тягаться с сестрой в успехах. И хотя ей никто об этом не говорил, она на бессознательном уровне ощущала, как плохи ее дела.

С самого начала Сара не любила ходить в школу. Она знала, что, как бы она ни старалась, по сравнению с успехами сестры она всегда будет в проигрыше. Она училась все хуже и хуже и, наконец, совсем опустила руки.

Сара все чаще ссорилась с мамой, потому что не желала больше делать домашнее задание. Всё приходилось объяснять ей по сто раз. Даже мама уже не выдерживала.

Когда второклассницу-Сару привели в LPS Academy на диагностику, у нее был обнаружен острый дефицит математических компетенций.

Во время процедуры диагностики она была настолько напряжена, что у нее непроизвольно начало дергаться лицо (тики). Девочка была очень сильно взволнована и старательно проверяла каждое задание. Поскольку действовала она очень неумело, процедура заняла долгое время.

В ходе процедуры диагностики Сара сказала, что у нее начинает болеть голова, когда ей приходится долго смотреть на числа, и что она слишком глупа для занятий математикой. Она боится школы, потому что ее учительница слишком строгая.

В таких случаях особенно важно работать не только с ребенком, но и с родителями (или опекунами) и другими членами семьи, а также с учителями. Конечно, оба родителя и учителя хотят помочь детям, но часто они не могут понять, почему для умного ребенка целая проблема сложить 2 плюс 3, хотя одновременно с этим, он спокойно читает и пересказывает сложные тексты. К сожалению, такое несоответствие в результатах учебы ребенка, часто истолковывается неверно, и детей обвиняют в лени или отсутствии усердия: «Этого не может быть!» или «Ей просто нужно постараться!». Дети часто очень чувствительны в этом отношении и очень остро реагируют даже на малейшую критику. Они очень рано начинают сомневаться в себе и, по прошествии определенного времени, почти или полностью утрачивают уверенность в своих способностях.

На практике это значит, что обе стороны – ребенок и его родители, а в некоторых случаях и учителя – нуждаются в поддержке, чтобы разорвать этот порочный круг. Нужно заново активировать возможности ребенка. Потому что он уже усвоил, что все его усилия напрасны. Поэтому для начала, чтобы повысить самооценку ребенка, в качестве первого шага нужно, чтобы он понял: «Я могу изменить что-то с помощью моих действий. Может, я не стану лучшим, но моя цель заключается не в этом».

Родители должны понять, что их ребенок приносит плохие оценки домой не нарочно, и это точно не лень и, самое главное, что ему сейчас нужна полная поддержка со стороны его родителей. Не всегда это дается легко.

Полезно бывает узнать, что многие даже известные и успешные люди могут страдать от дискалькулии или дислексии, а это значит, что их диагноз не помешал их образованию и карьере. Тем не менее, для учебы в университете и почти для любой профессии необходим хотя бы минимальный уровень арифметических навыков и вообще понимание математики, поэтому родители должны пройти через это вместе с ребенком.