Случай из практики 03


Петер: 8 лет
Дискалькулия

Петер познакомился с LPS Academy из-за его проблем со счетом, когда он был во втором классе начальной школы. В противоположность этому, навыки в чтении и правописании Петера соответствовали его возрасту так же, как и его внимание и общие познавательные и интеллектуальные способности.

По словам матери, Петер никогда по-настоящему не интересовался числами и количествами. В сравнении с его братом, сестрой и друзьями, он не был в большом восторге от настольных или различных карточных игр. Он всегда был «мастером» и был всецело поглощен, если он мог помогать отцу в различных делах. Особенно бросалась в глаза его склонность менять числа местами (особенно двузначные числа, после того, как их прошли в школе).

Проблемой была не только перестановка двузначных чисел (известных также как «транспозиции», так 27 становилось 72 при записи числа) *. Также бросалось в глаза, что Петер всегда с трудом считал на пальцах.

Когда учительница во втором классе сказала, что отныне все обязаны делать это без помощи пальцев и попросила детей, соответственно, больше не считать таким образом, мир Петера рухнул. Как же он мог решить такую трудную для него арифметическую проблему без помощи пальцев? В то тяжелое для него время, он чувствовал растущее негодование и недовольство на уроках математики, во время выполнения домашних работ и всех прочих видов деятельности, которые требовали манипуляций с числами.

Петер также не всегда понимал, почему 26 должно быть больше 24 и как вообще производится действие вычитания. Затем он просто отсчитывал назад, но эта стратегия не всегда приводила к правильному результату, как показывает следующий пример тактики Петера с вычитанием.

Он решил арифметический пример «7-3 =» отсчетом назад трех цифр, то есть 7, 6, 5.  Так он отсчитал назад три числа, раз уж надо было вычесть три, и пришел к «5». Проблема в том, что «7» – это начало, и Петер должен был увидеть шаг между «7» и «6» как первый, между «6» и «5» как второй и между «5» и «4» как третий. И только после этого он мог бы прийти к правильному ответу (а именно «4»). Тем не менее, действия Петера привели его к ошибочному ответу (7-3=5).

Поэтому LPS Academy рекомендует родителям продиагностировать детей у терапевта, профессионально подготовленного для лечения дискалькулии, или учебного психолога, как только будут замечены странности со счетом (как описано выше).

Чем раньше будет оказана поддержка, тем скорее можно избежать последующих трудностей, и тем больше вероятность, что ребенок сможет успешно закончить школу, несмотря на диагноз «дискалькулия».


* В немецком языке сначала читаются единицы, потом десятки, то есть «27»  звучит как «семь и двадцать».