Случай из практики 02


Николай: 9 полных лет (и 6 месяцев)
Специфическое расстройство спеллингования
Анамнез

Раннее развитие.
Второй ребенок в семье. Беременность матери протекала нормально. Коля родился через 3 дня после предполагаемой даты родов. Весь неонатальный период протекал без особенностей. Мальчик встал и пошел очень рано, приучился к горшку также рано. Начал говорить чуть позже своего брата и сестры. Пошел в детский сад в 2 года, в школу – в 6 лет. Ходит в 4 класс.

Описание актуальной проблемы

Коля пришел в LPS Academy с мамой. Мама мальчика хочет уточнить предполагаемое наличие расстройства чтения, спеллингования и правописания. Она ссылается на мальчика с такими же проблемами из другой семьи, которому диагностировали дислексию.

В ходе описания симптомов, мать сообщила, что Коле особенно трудно даются русский и английский язык. Мальчик делает множество ошибок в правописании с первого класса, которые мать интерпретирует как «ошибки по невнимательности».

Вдобавок к обычной домашней работы, ему приходилось дополнительно заниматься правописанием дома.

Из-за плохих оценок по русскому языку Колю не хотели переводить в 4 класс. По словам матери, с переводом в 4 класс проблемы усугубились.

Все чаще Коля приходит домой недовольный школой и говорит, что ни на что не годен. Накануне контрольных работ Колю беспокоит бессонница.

Письменные диктанты по русскому и английскому в основном неудовлетворительные. Однако, оценки за сочинения значительно выше, ввиду приличного содержания.

Страница журнала с результатами четвертей демонстрирует разницу между оценками по русскому языку и другими предметами.

Оценка по шкале Векслера

Общий уровень способностей Коли по шкале WISC соответствует среднему общему показателю по сравнению с возрастной нормой. ОПИ (общий показатель интеллекта) 110 баллов, что соответствует «хорошей норме». Результаты по субтестам рабочей памяти могут быть описаны как соответствующие норме.

Дополнительная информация
Тест чтения и правописания

Несмотря на проблемы с чтением, не описанные в рамках анамнеза был проведен тест на понимание прочитанного для учащихся первого-шестого классов, чтобы полностью оценить навыки обучения в школе.

По общему результату, Коля достиг результата в среднем диапазоне по сравнению с общим стандартом 4 класса. Проверка чтения вслух – Коля читал быстро и без серьезных ошибок. Проверка правописания выполнена по тесту на правописание для 3 и 4 класса. При первой проверке выявлено множество орфографических ошибок.

Существует несоответствие между общим баллом по шкале Векслера и орфографической способностью, которое не соответствует интеллектуальным способностям Коли.

Дальнейшие заключения

На основании анамнеза матери и ребенка, признаки дефицита внимания, которые могут (или нет) быть причиной проблем с правописанием, отсутствуют, поэтому тесты на проверку внимания не проводились. В связи с описанным эмоциональным стрессом, включая проблемы со сном, для оценки социально-эмоционального состояния использовались различные методы.

«Опросник депрессивности у детей и подростков» выявил повышенный эмоциональный стресс.

При более внимательном рассмотрении ответов были выявлены особенности, в частности в отношении оценки успеваемости в школе, неприязни к школе и описанных проблем со сном. Коля также выразил обеспокоенность по поводу своего школьного будущего.

Наблюдение поведения

В начале проверки ребенок был изначально очень сдержанным, но дружелюбным и вежливым. Во время проведения психологического тестирования проявлял заинтересованность и отзывчивость. Клинически, мальчик работал с концентрацией и усилием. Отвечая на вопрос о трудностях с правописанием, ученик выглядел очень напряженным и сообщил о своей боязни неудачи, особенно при диктантах, что согласуется с отчетом матери и с результатами, описанными в «Опроснике депрессивности у детей и подростков».

Оценка

В то время как успехи Коли в чтении можно считать соответствующими его дарованиям, его успехи в правописании намного ниже общих познавательных способностей.

После проведения детального исследования дефицит внимания, психиатрические и неврологические заболевания как причины исключены.

Проблемы со сном и тревожность перед учебой у ребенка могут рассматриваться как результат эмоционального стресса вследствие нарушения правописания.

Поскольку указания на недостаточное формальное обучение письменной речи в анамнезе отсутствуют, установлен диагноз – специфическое расстройство спеллингования.

Матери, ребенку и классному руководителю доложили и разъяснили результаты учебно-терапевтического отчета. Была разработана программа функционального тренинга для лечения специфического расстройства спеллингования.