Случай из практики 01


Катя: 10 лет
Комбинированное специфическое расстройств чтения и спеллингования

Мама привела десятилетнюю Катю по причине ее сложностей с чтением и правописанием по рекомендации классной руководительницы. В ходе описания ситуации, мать сообщила, что Катя ходит в 4 класс. Сложности с чтением и правописанием были наиболее заметны на уроках русского и английского. И такие трудности имели место уже в первом классе начальной школы. Вдобавок к обычной домашней работе, ей приходилось дополнительно заниматься чтением и правописанием дома.

Из-за плохих оценок по русскому языку Катю не перевели в первый раз из 3 в 4 класс. В данный момент маму больше всего беспокоило, что Катя почти каждый день сидит до позднего вечера над домашним заданием. Ситуация приобрела драматический характер, что создает напряжение между матерью и дочерью. Часто обе, мать и дочь, просто выходили из себя. Катя может делать домашнюю работу только в присутствии и с помощью матери.

Она не всегда могла уловить смысл прочитанного, потому что читала с ошибками или просто угадывала. Текстовые задачи по математике для Кати также сложны. Она получала очень средненькие оценки по математике, и то только за счет правильных решений нетекстовых заданий. Принесенные тетради продемонстрировали большое количество ошибок в правописании (спеллинг-синтез, удвоение согласных, пропуск букв и ошибки в правилах в целом).

Что касается письменных диктантов по русскому и английскому, Катя была самой худшей и всегда получала неудовлетворительные оценки. Однако, оценки за сочинения выше, ввиду приличного содержания.

Страница журнала с результатами четвертей демонстрирует разницу между оценками по русскому языку и другими предметами. Учительница входила в положение Кати по поводу ее сложностей с чтением и правописанием.

Следующее, что описала мама – у Кати сформировалось явное нежелание ходить в школу. Катя очень нервничала перед контрольными работами и боялась написать на двойку. Особенно за день перед проверочной работой дело доходило даже до бессонницы.

Анамнез

Катя – единственный ребенок в семье. Беременность матери проходила нормально, роды состоялись через 10 дней после предполагаемой даты. Основные этапы развития ребенка ничем не примечательны. Однако, Катя страдала ночным энурезом до 8 лет.

Катю отдали в ясли в возрасте полутора лет, в детский сад она ходила вплоть до того, как ее записали в школу в возрасте 6 лет, где она благополучно вписалась в коллектив.

После проверки зрения ей выписали очки для улучшения аккомодации. В семье по отцовской линии были случаи расстройства чтения и правописания.

Психологическое заключение во время проверки

Манера общения – дружелюбная, внимательная. Никаких указаний на патологические страхи, скованность, деперсонализацию, нарушение смысла и хода мыслей.

О циркадных особенностях не сообщалось.

Психометрическое обследование сосредоточено на диагностике интеллекта. Способности к чтению и правописанию аналогичны способности к концентрации. Кроме этого, была измерена степень эмоционального стресса. Выявлен средний уровень интеллекта по шкале Векслера. Результаты контрольных работ по русскому языку за 3 и 4 класс аналогичны результатам чтения, значительно ниже общего уровня.

В ходе полу-проективного задания на дополнение неполных предложений и исследования эмоционального состояния не было выявлено признаков расстройств эмоционального состояния.

Однако, Катя выразила явную антипатию к школе, страх перед контрольными работами и ожидание неудачи.

Соматическое заключение

Терапевтические и неврологические жалобы отсутствуют. В ходе обследований органов зрения и слуха патологий не выявлено.

Диагноз

Диагностика проводилась на основании подозрения на комбинированное специфическое расстройство чтения и спеллингования.

Ее оценки по предметам, связанным с письмом, были значительно ниже по сравнению с предметами, менее связанными с письмом. По математике Катя демонстрирует гораздо худшие результаты в решении текстовых задач, чем задач, не связанных с письмом. Эта разница была также подтверждена и психометрическим обследованием.

Таким образом, комбинированное специфическое расстройство чтения и спеллингования диагностически подтверждено.

Комбинированное расстройство чтения и спеллингования не является следствием умственной отсталости, мы имеем дело со средними способностями.

Физическое и неврологические развитие соответствует возрасту, аккомодация компенсирована ношением очков.

Психосоциальные и образовательные влияния не объясняют основных сложностей с чтением и спеллингованием.

Нежелание ходить в школу сформировалось в результате эмоционального стресса, который был вызван комбинированным специфическим расстройством чтения и спеллингования.