Дислексия: Распространенность и протекание


Данные, касающиеся частоты случаев дислексии, существенно зависят от методики исследования, чем объясняется расхождение в данных.

Как европейские, так и международные исследования сообщают о частоте в 4–7% при специфическом расстройстве чтения и 2–9% при специфическом расстройстве спеллингования и правописания. Частота комбинированного специфического расстройства чтения и спеллингования находится в рамках 2–6%. Во взрослом возрасте 6% американцев и от 4,3 до 6,4% европейцев не достигают уровня овладения навыками чтения и/или уровня овладения навыками правописания школьников четвертого класса.

Эти цифры подчеркивают стабильность развития дислексии, а также ее социально-политическое значение. Мальчики в среднем затронуты чаще, чем девочки, хотя новые исследования показывают, что отчетливое преобладание у мальчиков (3:1) не настолько выражено как предполагалось до сих пор. У мальчиков дислексия встречается в два-три раза чаще, чем у девочек.

Все еще часто встречающееся мнение, что дислексия «с возрастом проходит» и что с началом полового созревания трудности значительно уменьшаются, не подтверждается долгосрочными исследованиями; трудности в овладении навыками чтения и правописания очень стабильны в развитии. Вследствие этого показатели школьного аттестата также в среднем значительно ниже. Высокая продолжительность дислексии в значительной степени влияет также на уровень профессиональной подготовки. Люди с расстройствами чтения и правописания достигают в сравнении с их когнитивными способностями также значительно более низкого уровня профессиональной подготовки и среди безработных таких людей очень много. Предпосылки для протекания – это интеллект детей, социо-экономический статус и степень тяжести расстройства.

Положительное протекание можно ожидать, в особенности, если следует интенсивная поддержка – по возможности в учебно-терапевтических специальных учреждениях в течение нескольких месяцев с дополнительной поддержкой психического развития. Кроме того, на протекание при определенных обстоятельствах влияют дополнительно возникающие психические расстройства.

На общем развитии сказываются, в частности, импульсивные и асоциальные расстройства поведения, расстройства в поведении, которые могут привести также к предрасположенности к совершению правонарушений. Уход из школы депрессивные мысли и нередко нарушение социального поведения могут быть последствиями долго существующей дислексии.Поэтому очень важно как можно раньше распознать комбинированное специфическое расстройство чтения и спеллингования, проводить лечение на ранней стадии в школе и интегрировать детей в школу с признанием их расстройства.

Дошкольные отклонения

Для оказания поддержки на наиболее ранней стадии особенно важно распознать уже в дошкольном возрасте детей, находящихся в зоне риска. Родители описывают множество наблюдений, как, например, позднее начало речи или частые воспаления среднего уха с длительным ограничением слуха. Тем не менее, эти факторы не позволяют с уверенности говорить о существующем риске.

Если у детей посещающих детский сад к его окончанию все еще есть трудности с различением слогов и звуков, они не знают буквы и имеют в семье родственников, страдающих комбинированным расстройством чтения, спеллингования и правописания, риск дислексии повышается.