Дислексия: признаки


Определение и внешние признаки комбинированного специфического расстройство чтения и спеллингования или дислексии

Понятие комбинированное специфическое расстройство чтения и спеллингования обозначает нарушение, характеризующееся выраженными трудностями при изучении чтения и/или спеллингования и правописания.

Далее основные трудности в чтении, спеллинговании и правописании приведены по отдельности.

Симптоматика комбинированного специфического расстройства чтения, спеллингования и правописания
При чтении наблюдаются такие симптомы как:
  • Трудности с правильным называнием букв и произнесением алфавита наизусть
  • Пропуск, замена, искажение или добавление слов либо фрагментов слов
  • Низкая скорость чтения
  • Затруднение начать читать вслух, долгое колебание или потеря строчки в тексте
  • Замена слов сходными по значению словами
  • Неспособность пересказать прочитанный текст
  • Неспособность обнаружить в прочитанном тексте причинную взаимосвязь и сделать вывод
  • Ошибки при устном произнесении по буквам
При правописании наблюдаются следующие симптомы:
  • Трудности с написанием букв, слов и предложений
  • Большое количество ошибок в неотработанных заранее диктантах
  • Большое количество ошибок при переписывании текстов
  • Грамматические и пунктуационные ошибки
  • Часто нечитаемый почерк

Не обязательно наличие всех названных симптомов, чтобы можно было говорить о расстройстве чтения или правописания или дислексии. Во время чтения, особенно у детей начиная с 4 класса, в первую очередь появляется проблема замедленной скорости чтения.

Ярко выраженные комбинированные расстройства чтения и спеллингования или дислексия могут привести к общей школьной неуспеваемости, т.к. чтение и правописание представляет собой фундаментальную предпосылку для овладения знаниями  и по всем другим школьным предметам (например, чтение текстовых задач по математике).   

В первую очередь комбинированное расстройство чтения и спеллингования характеризуется большим количеством орфографических ошибок. В отдельных случаях на бумагу переносятся только фрагменты слов.  Одно и то же слово может быть написано в тексте ошибочно несколько раз и разным способом.

Часто проблемы комбинированного расстройства чтения и спеллингования встречаются также при изучении иностранных языков, оказывая, таким образом, дополнительное влияние на развитие школьника. В текстовых заданиях небольшая способность к чтению часто отрицательно сказывается на понимании предмета задачи. Это может привести к тому, что дети с комбинированным специфическим расстройством чтения и спеллингования или дислексией также имеют трудности с обучением математике, которые появляются не из-за специфического расстройства арифметических навыков, но объясняются наличием дислексии. 

После современной диагностики и Statistical Manual of Mental Disorders (DSM) от комбинированного специфического расстройства чтения и спеллингования были отделены специфическое расстройство чтения и также специфическое расстройство спеллингования. Это означает, что есть дети, имеющие специфические проблемы только с чтением или только со спеллингованием и правописанием. Очень часто, однако, проблемы с чтением, спеллингованием и правописанием встречаются в совокупности.

Разработанный LPS Academy в 2010 году Руководство по скринингу дислексии и интервенциям (Dyslexia Screening and Intervention Guideline) для диагностики и лечения детей и подростков со специфическим расстройством чтения и/или спеллингования и правописания (DSIG) – это однозначно сформулированные рекомендации относительно критериев и процесса диагностики.

Наличие специфического расстройства чтения и/или спеллингования и правописания или дислексии должно диагностироваться в том случае, если успехи в чтении и / или спеллинговании и правописании находятся значительно ниже уровня, ожидаемого на основании возрастной нормы, нормы в классе или интеллекта, и выполнение повседневных требований оказывает негативное влияние или создает угрозу.

Чтобы говорить о комбинированном специфическом расстройстве чтения и спеллингования или дислексии, должны существовать значительные трудности с овладением письменным языком. «Значительный» в этом смысле относится к степени тяжести и непрерывности проблем.

В последней версии (ICD-11) однозначно называется специфическое расстройство чтения. Поэтому комбинированное специфическое расстройство чтения и спеллингования имеет место только в случае, если проблемы чтения, спеллингования и правописания не только временные, но продолжаются в течение более длительного периода (например, минимум от 3 до 6 месяцев). Кроме того, степень тяжести определяется размером минимальных успехов в чтении и правописании.  

На основе разных методов преподавания в начальной школе и уровня развития потенциала детей, надежно распознать комбинированное специфическое расстройство чтения и спеллингования часто возможно только в ходе обучения во втором классе. Детей, находящихся в зоне риска, можно, однако, распознать уже в детском саду.

Кроме вышеупомянутых критериев, ICD называет следующие основные аспекты, которые следует учитывать для определения комбинированного специфического расстройства чтения и спеллингования:

Регулярное посещение школы для получения достаточного обучения в овладении письменным языком, достаточный интеллект для изучения чтения и правописания, отсутствие  неврологических заболеваний, ограничивающих продолжительное время слух и зрение. Достаточное обучение является основной предпосылкой для успешного овладения письменным языком. У детей, не посещающих регулярно школу вследствие различных проблем и изучающих, поэтому, чтение и правописание недостаточно, причина, вероятно, заключается не в комбинированном специфическом расстройстве чтения и спеллингования или дислексии.

Отдельные дети из-за их слабо выраженной общей способности к обучению могут научиться чтению и правописание только в ограниченной мере. У детей с выраженным общим расстройством способности к обучению, которое проявляется также в других областях школьных достижений, о наличии дислексии речь не идет. Поэтому различие между ребенком с комбинированным специфическим расстройством чтения и спеллингования и ребенком с общей комбинированной неспособностью к обучению чтению и спеллингованию может быть существенным, т.к. это разграничение оказывает влияние на форму соответствующего обучения, а также на форму специфического учебно-терапевтического лечения.

Следующий аспект при диагностике, который следует учитывать, это возможные неврологические нарушения. Вследствие повреждений головного мозга, например, вследствие аварий, отдельные дети утрачивают уже приобретенные способности к чтению и правописанию. Эти расстройства не называются дислексией.

Детям, которые из-за повреждений органов слуха или зрения значительно ограничены в своем слуховом и зрительном восприятии (способности) и вследствие этого не могут изучить чтение и правописание, также обычно не ставится диагноз «дислексия».

Трехступенчатая рамочная модель расстройств способностей к обучению