Дислексия: причины


Дислексия (комбинированное специфическое расстройство чтения и спеллингования) представляет собой комплексное расстройство.

Новейшие научные данные обосновывают и укрепляют предположение о возникновении взаимодействия между генетическими факторами, измененными функциями мозга и влиянием окружающей среды, эффективными в разное время развития. Пополнению знаний в значительной мере и прогрессивно способствовали нейробиологические исследования мозга.

Т.к. разграничение на специфическое расстройство чтения, специфическое расстройство спеллингования и комбинированное специфическое расстройство чтения и спеллингования проявило себя в исследованиях и больших школьных выборках как  рациональное и необходимое в плане оказания помощи, в рамках будущего исследования причин дислексии будут по отдельности рассмотрены эти три картины нарушений. ICD также дифференцирует эти три картины нарушений.

Следующий обзор показывает отдельные исследуемые области, в которых, особенно в последние годы, были получены результаты, существенные для понимания причин комбинированного специфического расстройства чтения и спеллингования.

Результаты в генетике

Исследования большого количества семей показали, что уже в прошлом столетии встречаются фамильные случаи учащения комбинированного специфического расстройства чтения и спеллингования.

Систематические исследования семей показывают, что процент подверженных дислексии возрастает, если затронуты братья и сестры (приблизительно 50% вероятности) или один из родителей (приблизительно 40%). Риск возрастает, если затронуты оба родителя. Исследования близнецов подтверждают, что приблизительно 50% способности к чтению и 60% способности к правописанию передаются по наследству. У мальчиков по сравнению с девочками наличествует более сильное влияние генов. Сравнение однояйцевых близнецов c идентичным генетическим кодом с разнояйцевыми близнецами, чей генетический код сравним с кодом брата или сестры, делает возможным определение наследственности дислексии.

Генетическая доля способности к чтению и правописанию составляет от 40% до 80%. При помощи молекулярно-генетических методов до сих пор было описано несколько регионов, в частности, на хромосомах 1, 2, 3, 6, 15, 18 и X, в которых содержится генетическая информация, связанная с ухудшением способности к чтению и/или правописанию. Наиболее исследованными и подтвержденными считаются, в частности, предполагаемые гены на хромосомах 6 и 15 (KIAA0319, DCDC2, DYX1C1), оказывающие влияние на развитие и связь нервных клеток во время предродового развития мозга.   Предполагается наличие связи этих (и других) генов с развитием способности к чтению.

В последние годы были найдены взаимосвязи между определенными вариациями на отдельные предполагаемые гены и структурными различиями (например, кортикальная толщина коры) в определенных отделах мозга. Генетическая предрасположенность не может предопределить, через отдельные варианты генов, по принципу «все или ничего», развитие у человека дислексии.

Результаты в восприятии языка и фонологическом осознании

Восприятие речи – это комплексная способность и предпосылка для успешного овладения письменным языком. Для установления соответствия услышанных звуков с буквами, которые должны быть написаны, важны хорошо развитое восприятие речи и различительная способность. Это также предпосылка для развивающегося в дошкольные годы осознания звуков.

Понятие осознание звуков (также называемым фонологическое осознание, ФО) обобщает различные способности к восприятию и переработке звуков, представленные, например, в следующей таблице.

Примеры заданий:

От слова к слову
Начинается ли «Дом» и «Дочь» с одинакового сравнительного звука?

Узнавание звуков
Какой звук первый в слове «Счастье»?
Или: Ты слышишь /с/ в слове «Лес»?

Узнавание рифм
Рифмуются «Ночь» и «Дочь»?

Какое слово не рифмуется? «Дом», «Лом», «Ком», «Дым»?

Разделение звуков
Какие звуки ты слышишь в слове «Зонт»?

Счет звуков
Сколько звуков ты слышишь в слове «Касса»?

Удаление звуков
Повтори, пожалуйста, слово «Коса» без /к/.

Какое слово появится, если ты соединишь следующие звуки? /З/ /и/ /м/ /а/ ?

Деление на слоги
Сколько слогов в слове «Кошка»?

Результаты слухового восприятия

Значение фонологического осознания (ФО) для овладения письменным языком хорошо обосновано. Кроме того отдельные области фонологического осознания относятся к предикторам, также факторам, позволяющим предсказывать риск возникновения дислексии. Примечательно, что влияние фонологического осознания на развитие правописания больше, чем на развитие способности к чтению.

Исследования с функциональной магнитно-резонансной томографией, измеряющие активность мозга при комбинированном специфическом расстройстве чтения и спеллингования, прежде всего, при языковом восприятии и обработке языка, наглядно разъясняют замедленные и незначительные нейронные модели активности. Так как задействовано несколько участков мозга, особенно левого полушария, принято говорить о нейронной сети, которая активируется при чтении и которая изменена в различных местах у детей с дислексией.

Очень противоречиво обсуждается снова и снова вопрос, в какой мере мозг детей и взрослых с комбинированным специфическим расстройством чтения и спеллингования в состоянии различать быстро следующие друг за другом акустические раздражители, например, простые звуки разных частот или похожие фонетические слоги.

Результаты однозначны, однако большей частью сильно зависят от методики исследования. Чтобы объяснить неясные отклонения в языковой обработке и фонологическую осознанность, была разработана модель центрального расстройства слухового  восприятия. Эта объяснительная модель служит научной основой для выведения метода учебно-терапевтического лечения.

Результаты в восприятии слова и обработке слова

Нарушение обработки букв и слов при дислексии проявляется в различных сферах.

При помощи визуализации (функциональная магнитно-резонансная томография) и нейропсихологии (электроэнцефалография) было показано, что определенный регион левого полушария головного мозга, так называемый Visual Word-Form Area (VWFA), у детей с дислексией значительно менее активируется во время чтения. В то же время, никаких различий в активности при распознавании визуального материала, без определенного значения слова, не проявлялись.

При исследовании способности понимать слова у детей со специфическим расстройством чтения проявляются также значительно измененные различия активизации в левом полушарии головного мозга, однако, в другом регионе, в так называемой височной доле.

Центральный учебный процесс для обучения чтению – это установление связи между буквами и звуками. Этот процесс хорошо отображается визуализационными методами (например, МРТ). У детей с дислексией часто очень выражено значительное уменьшение и замедление активности мозга при изучении соотношения графема-фонема.

Научные исследования в Германии и Англии доказали, что замедление процесса чтения происходит из-за нарушений в работе головного мозга этих субстанциональных связующих процессов. Распознавание и обработка орфографических образов, как например, специфические связи букв, описывается как орфографическое знание. Знание орфографии, включающее также знание правил правописания, приобретается с овладением письменным языком.

У детей с дислексией, в особенности у детей со специфическим расстройством спеллингования и правописания, наблюдается явное замедление и незначительное приобретение орфографических знаний. Поэтому ряд лечебных концепций и нейро-академических тренинговых методов основаны на поддержке развития способностей  к овладению орфографией.

Значение школы

Еще неясно, как результаты нейро-научного исследования могут быть использованы для формы и содержания школьного преподавания детям со специфическим расстройством чтения и/или специфическим расстройством спеллингования и правописания. Тем не менее, нужно стремиться к интеграции сведений, полученных в ходе исследований, в дидактику учебного занятия.

Через понимание измененных процессов обучения при дислексии и через познание задействованных в процессах обучения функциях мозга в будущем будет возможно разработать специфические меры помощи и лечебные концепции, в том числе и для ежедневных школьных занятий.

Длительные исследования, проведенные в Германии, однозначно подтвердили, что риск  развития специфического расстройства чтения и/или специфического расстройства спеллингования и правописания сильно зависит от учебного материала по обучению чтению и дидактики школьного занятия. Даже если школьные факторы понимаются не как причины специфического расстройства чтения и/или специфического расстройства спеллингования и правописания, они оказывают, тем не менее, значительное влияние на формирование способностей к овладению письменным языком.

Модель проблем обучения и успеваемости: факторы влияния