Дискалькулия: распространенность и протекание


Согласно данным актуальных международных исследований, от 20 до 60% лиц с диагнозом «специфическое расстройство арифметических навыков» имеют связанные с ним проблемы с обучением, такие как нарушение чтения и правописания или синдром дефицита внимания с гиперактивностью.

В результате голландского исследования, в котором были проанализированы результаты 788 детей четвертого и пятого классов у 7,6% детей были обнаружено смешанное расстройство чтения и правописания. Даже среди учеников девятых классов 52% различий в успеваемости могли быть объяснены навыками чтения.

Уже в дошкольном возрасте плохие фонологические способности (которые считаются наиболее важной предпосылкой развития письменной речи), по-видимому, связаны с худшими показателями в формальной математике в раннем школьном возрасте. Также расстройство развития речи в детском саду, по-видимому, является фактором риска для возникновения проблем с навыками счета.

Что касается коморбидности расстройств арифметических навыков и расстройств внимания, то эмпирические данные все еще довольно скудны.

Исследовательские группы в Германии и Англии исследовали влияние метилфенидата (стимуляторов) на развитие навыков счета у трех групп детей:

  • дети с СДВГ без проблем с обучением,
  • дети с СДВГ и неспособностью к обучению математике, а также
  • дети с СДВГ и специфическим расстройством арифметических навыков.

Результаты этого исследования показали во всех группах положительное влияние стимуляторов на те аспекты навыков счета, которые предъявляют высокие требования к рабочей памяти (например, обработка переносов в многозначной письменной арифметике). В противоположность этому, не было отмечено значительного влияния стимулирующей терапии на базовые числовые навыки. Следовательно, Штайнкопф приходит к выводу, что дети с данными особенностями в дополнение к медикаментозному лечению обязательно нуждаются в особой и комплексной обучающей терапии.