Дискалькулия: признаки


Характерные проблемы как признаки и индикаторы, указывающие на наличие специфического расстройства арифметических навыков или дискалькулии

Дети с дискалькулией имеют разную успеваемость и различное сочетание симптомов. У таких детей отсутствует принципиальное понимание математических действий, и они со значительными затруднениями преодолевают этапы обучения, которые неизбежно опираются друг на друга.

У плохо считающих детей часто встречаются похожие симптомы. Они могут возникать по отдельности или в сочетании друг с другом при наличии проблем со счетом, при этом сама дискалькулия может отсутствовать. Однако, если имеют место несколько подобных симптомов, мы настоятельно рекомендуем провести более детальную диагностику.

При наличии специфического расстройства арифметических навыков (дискалькулии) анализируется их индивидуальный профиль в качестве предпосылки к проведению целенаправленного учебно-терапевтического вмешательства.

Признаки специфического расстройства арифметических навыков (дискалькулии) в дошкольном возрасте

Сложности или неуверенное освоение первичных математических знаний могут возникать уже в дошкольном возрасте. В частности, это может проявляться при:

  • Соотнесении количеств и отношений, таких как «больше», «меньше», «меньший», «больший».
  • Счете предметов и соотнесении количеств и чисел.
  • Обращении с единицами измерения количества и размеров (деньги, массы, длины, время).
  • Использовании десятичной системы.
  • Определении времени по часам.
Симптомы специфического расстройства арифметических навыков или дискалькулии в начальной школе
  • Проблемы и пробелы при назывании чисел.
  • Затруднения в принципиальном понимании математической логики и логики счета. Математические операции остаются непонятыми, отчасти механически заучиваются наизусть, не адаптируются к изменениям задачи.
  • Задачи решаются значительно медленнее и всегда путем последовательного счета, в большинстве случаев на пальцах или с использованием вспомогательных предметов (например, палочек или камушков). Последовательный счет используется и в случаях, когда для данных чисел этого не требуется (например, при решении примера 13-12 используется последовательный счет. После примера 7+8=15 7+9 полностью пересчитывается заново. После 3+4=7 7-4 пересчитывается заново).
  • Числа как количественные данные не применяются и не поддаются структурированию.
  • Каждое число постоянно просчитывается заново.
  • При сложении и вычитании часто считается по 1.
  • Перенос действия в другой десяток невозможен (после 3+4=7 заново пересчитывается 13+4).
  • Задачи на вычитание, как правило, не решаются совсем или решаются неверно.
  • Сложности с десятичной системой (двадцать три как 32) и порядками (сто восемь – 1008).
  • Вместо операционной логики применяются субъективные правила вычислений (например, 10+10=200).
  • Часто путаются десятки и единицы, например, 24 вместо 42.
  • При счете путаются разряды (например, при 30+25=82 счет производится как 3+5=8 и 0+2=2)
  • Значение нуля не воспринимается как число и цифра.
  • Ряды таблицы умножения перечисляются без понимания, как стихотворение (после 9·9=81 и 8·9=72 приходится заново считать 81-9.)
  • Очевидно, неверные решения не воспринимаются как ошибка. Часто ответ просто “придумывается” (например, 200:2=1).
  • Не могут быть решены аналитические задачи с неизвестным (например, x – 4 = 6).
  • Имеет место подмена математических действий при решении конкретных задач.
  • При решении текстовых задач задание не может быть переведено в числовой формат: формулируются неверные вопросы, например, с уже известными данными и даются неверные решения. Ответы не соответствуют вопросам.
  • Подсчет и практическое применение значений длины, массы, денежных сумм и времени невозможны или почти невозможны.
  • Знания, полученные путем многократного выполнения упражнений, вскоре снова забываются.
  • При определенных условиях дети постарше осваивают основные пути решения, однако им требуется очень много времени, чтобы запомнить и осознать основные математические операции.
Последствия специфического расстройства арифметических навыков (дискалькулии)

Психическая нагрузка на детей с дискалькулией очень велика. Без понимания элементарных математических действий у них нет возможности понимать и решать математические задачи. К тому же, дети с нарушение счета часто сталкиваются с трудностями в ежедневных ситуациях, например, при определении времени по часам или при счете денег.

Такая нагрузка, равно как и давление со стороны, связанное с успеваемостью, а также чувство собственной неполноценности часто приводят к возникновению других проблем и побочных симптомов, например:

  • Выраженный страх перед математикой и избегание всего, что с ней связано.
  • Психосоматические жалобы (на головные боли, боли в животе, тошноту).
  • Психическая и социальная нагрузка: потеря чувства собственного достоинства, чувство вины, отстранение и т.п.
  • Проблемы в школе: конфликты, возникающие при выполнении домашних заданий, потеря мотивации, плохая успеваемость в целом.
Возможные сопутствующие заболевания при cпецифическом расстройстве арифметических навыков или дискалькулии
  • Возможные симптомы СДВГ: невнимательность, нарушения концентрации, импульсивность и гиперактивность в форме физического беспокойства.
  • Депрессия в её различных проявлениях: подавленное настроение, апатия, повышенная утомляемость, отсутствие эмоций, пониженное чувство самоуважения, нарушения сна, потеря аппетита.
  • Нарушения с появлением страхов и неврозов: например, состояния страха в ситуациях, в целом не являющихся опасными, сопровождаемых избегающим поведением, социальными фобиями, например, страхом быть осужденным другими людьми, страхом перед критикой, связанным с пониженной самооценкой.
  • Нарушения социального поведения: крайне оппозиционное, агрессивное и упрямое поведение, выходящее за рамки проявлений, характерных для данного возраста, конфликтное и деструктивное поведение, приступы гнева.

Трехступенчатая рамочная модель расстройств способностей к обучению