Дискалькулия: причины


Почему у детей с дискалькулией возникают такие затруднения в понимании чисел и количеств, а потом и в освоении четырех основных математических действий?

В ходе исследований была установлена связь с различными факторами, напрямую влияющими на специфическое расстройство арифметических навыков (дискалькулию).
К ним относятся:

Генетический фактор

Исследования семей и близнецов дают возможность сделать предположение о наличии причин, связанных с наследственностью. До настоящего времени генетические доказательства в связи с дискалькулией получены не были, однако наследственный компонент вполне вероятен.

Нейрофизиологический/нейробиологический фактор: отделы мозга, отвечающие за числа

В нашем мозге существуют отделы, так называемые «модули», отвечающие за числа.
Среди них выделяют:

  • алфавитно-языковой модуль (для произносимых и указываемых прописью чисел)
  • визуально-арабский модуль (для чисел, складывающихся из цифр)
  • семантический модуль (для понимания «смысла» чисел)

Исследования с применением методов визуализации, а также наблюдения за пациентами с повреждениями головного мозга показали, что эти три модуля в мозгу находятся не в одном месте и пространственно отделены друг от друга. При этом способность к применению основных математических операций или решению математических задач требует взаимодействия сразу нескольких модулей.

Исследования свидетельствуют о том, что дискалькулия связана с атипичным развитием и активностью вышеуказанных отделов головного мозга, особенно тех, которые отвечают за числовое понимание количества.

Принципы работы отделов головного мозга, отвечающих за речевую обработку фактических знаний (например, при умножении одноразрядных чисел), а также за понимание числовых пространств при дискалькулии могут быть также нарушены.

Фактор, обусловленный развитием

При обучении мы опираемся на знания, полученные ранее, и на знания, полученные сейчас. При развитии навыков счета и математической компетенции мы также опираемся на то, что уже знаем:

  • Система, встроенная в пережитые ранее события.
  • Общие утверждения (например, при использовании определенных символов и знаков).
  • Логико-математические структуры, применяемые и адаптируемые к соответствующим задачам. Отношения между объектами, логическими концепциями и системами регулирования, способы решения, способы написания (например, дробей).
  • К ярко выраженной слабости в арифметике могут приводить также ошибки в применении математической логики, усвоенные на раннем этапе продолжительного обучения.

Текущие факторы специфического расстройства арифметических навыков (дискалькулии)

К сожалению, у детей, испытывающих проблемы со счетом, дискалькулия обусловленная плохим преподаванием или социальными факторами, не диагностируются.

Такие внешние факторы могут влиять на течение и степень тяжести, но не являются причиной дискалькулии.

Модель проблем обучения и успеваемости: факторы влияния