Дискалькулия


Что такое дискалькулия?

Знания о значении чисел и количества формируются еще в дошкольном возрасте. Эти знания расширяются у детей в первые годы обучения в школе – дети изучают основные математические операции и постигают основы математической логики. Важно, что каждый последующий этап обучения опирается на предыдущий.

Дискалькулия серьезно осложняет процесс обучения: детям, страдающим ею, для освоения основных математических действий не хватает необходимых представлений о количествах и элементарных навыков оперирования числами. Они воспринимают числа только как символы, а не количественные данные. Из-за этого у детей с дискалькулией отсутствует очень важный инструмент, без которого невозможно постигать математику и двигаться дальше в процессе обучения.

Специфическим расстройством арифметических навыков (к которым относятся дискалькулия, арифмастения) считается систематическая необучаемость при освоении фундаментальных арифметических операций. Поскольку при специфическом расстройстве арифметических навыков отсутствуют фундаментальные численные логические и арифметические представления, составляющие их основу, ребёнок не может уловить принцип, и математические идеи не могут быть им поняты правильно или не могут быть поняты вообще.

Как следствие, у слабо считающих в процессе развития наблюдается недостаток математических компетенций. Для решения математических задач они обращаются к так называемым стратегиям компенсации, то есть пытаются угадывать результат, отсчет, механически применяют непонятные алгоритмы или используют другие формы замены вычислений.

Дискалькулия и ее определение

Специфическое расстройство арифметических навыков (дискалькулия) признано Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) расстройством развития и описана и определена в ее международной классификации болезней и связанных с ними проблем здоровья (МКБ).

Первый институт дислексии и дискалькулии в Москве, в качестве контактного лица для пациентов, родителей, учителей и специалистов LPS Academy так же придерживается данного определения.

Выписка из международной классификации болезней (МКБ)

«Расстройство включает в себя специфическую недостаточность навыков счета, которая не может быть объяснена умственной отсталостью или неадекватным обучением в школе. Недостаточность касается, прежде всего, умения производить основные арифметические действия сложения, вычитания, умножения, деления …».

Помощь и уменьшение нагрузки на ранних этапах

При специфическом расстройстве арифметических навыков (дискалькулии) речь не идет ни о недостатке интеллекта или способностей, ни о лени или отсутствии желания освоения счета. Речь идет не о принципиальном отсутствии способности к логическому мышлению, а, скорее, о проблеме понимания, которая возникает в процессе обучения счету и математике.  Эта проблема поддается учету и описанию и может быть подробно диагностирована.

Исследования показали, что специфическое расстройство арифметических навыков наблюдается приблизительно у 20% учеников начальной школы. К сожалению, в большинстве случаев проблема никак не диагностируется и остаётся без внимания.

Дискалькулия не исчезает сама по себе, но может быть преодолена с помощью целенаправленного учебно-терапевтического вмешательства. Оставленная без внимания дискалькулия губительно влияет на жизнь ребёнка и его перспективы в образовании и карьере. Шансы на высокое качество жизни с таким расстройством в большинстве случаев невелики.

Неспособность овладеть столь важным учебным предметом, как математика, влечет за собой психические и социально-интегративные последствия. Такие школьники начинают зацикливаться на собственных неудачах. В связи с этим у них часто развивается нежелание ходить в школу, а затем и страх перед ней. Ощущение собственной неполноценности и страх перед неудачей, психосоматические реакции, уязвимость к нападкам со стороны одноклассников и прочие неприятные ситуации могут стать следствием запущенной дискалькулии. Без индивидуальной поддержки в процессе обучения прогресс при дискалькулии дается очень тяжело или вовсе невозможен.

Поскольку дискалькулия «стабильно развивается», она не проходит сама по себе, с возрастом. Максимально ранняя диагностика, а также внешкольная терапевтическая поддержка создают условия для дальнейшего развития и получения школьного и послешкольного образования, исходя из способностей ребенка. Высокая психоэмоциональная нагрузка, в том числе и у остальных членов семьи, и выраженный страх перед математикой могут быть преодолены или предотвращены.

Домик овладения счетом
Ход развития / Ступени приобретения компетенций: счет